14 августа, в первый день Успенского поста, Православная Церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, и Происхождению (Изнесению) Честных Древ Животворящего Креста Господня.
В день праздника в нашем храме Божественную Литургию совершил архимандрит Филарет (Радаев).
Издревле в Константинополе существовал обычай: в августе, когда по причине жары распространялись болезни, для их прекращения из царской сокровищницы износили Честное Древо Креста Господня. При переводе с греческого слово "происхождение" использовалось в значении "несение спереди". 31 июля (ст.стиль) подлинное Древо Креста Господня полагали на святой трапезе Великой церкви (Софии - Премудрости Божией). В последующие дни, до Успения Пресвятой Богородицы, его износили на дороги и улицы для освящения мест и избавления от болезней, совершая литии по всему городу, и возлагали его для народного поклонения.
Праздник Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в Греции Константинопольским Патриархом Лукою Хрисовергом (1156-1169) при царе Мануиле, на Руси - митрополитом Киевским Константином и епископом Ростовским Нестором при великом князе Андрее Юрьевиче (Боголюбском). Бывшие между собою в мире и братской любви, царь и князь в один и тот же день вышли на войну, один - с сарацинами, второй - с булгарами. Обменявшись в последствии посланиями с сообщениями об одержанных с Божией помощью победах, в воспоминание силы крестной и в знак благодарения Христу Спасителю и Его Пречистой Матери, они установили праздник 1(14 по н.ст.) августа с повелением священникам выносить из алтаря Честный Крест, полагать его посреди Церкви для поклонения и целования христианами, в прославление распятого на нём Господа Иисуса Христа.
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, установленное по случаю знамений от икон Царицы Небесной и Честнаго Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами в 1164 году, совпало с воспоминанием о Крещении Руси 1 (14 по н.ст.) августа 988 года. В этот день епископы положили совершать освящение воды, торжественно вынося Честной Крест со святыми иконами на водные источники и колодези, воздавая хвалу и благодарение Всесильному Господу и Спасу нашему Иисусу Христу и Его Пречистой Матери.
Это первый из трёх совершаемых в августе праздников Всемилостивому Спасу. По времени он совпадает с началом медосбора, поэтому Церковью установлено в этот день совершать также и освящение мёда нового сбора с вознесением благодарственных молитв питающему нас Господу за Его милостивые дары, по существующей издревле церковной традиции. После этого мёд разрешается вкушать.
Из-за удивительного сочетания, случившегося в церковном календаре, день Медового Спаса, как именуют в народе праздник Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, называют ещё и Маковым Спасом. Хотя мак и созревает к этому времени, название "маковый" существует из-за схожести речевых звуков и по другой причине: 1/14 августа Церковь совершает память семи святых братьев-мучеников Маккавеев с их матерью Соломией, показавших пример твёрдости веры в Истинного Бога и принявших мученическую смерть от язычников во втором веке до Рождества Христова.