Первой ступенью подвижника, ведущей на небо, святой Иоанн считает ОТРЕЧЕНИЕ ОТ МИРА - главной преграды на пути к совершенству. Такое мнение преподобного основано на Евангельских истинах - учении Иисуса Христа и учениях святых апостолов. Всё свое сердце, все мысли и чувства надобно отдать своему Спасителю - Христу. Мир же влечёт к чувственным, телесным, временным интересам и наслаждениям, суете, ко всему, что не имеет ничего общего с вечными потребностями духа.
Не всякому человеку полезно удаление от мира. Поэтому, для решившихся вступить на этот путь, преподобный даёт особые наставления: не следует считать грехи препятствием для Божественного призвания, самоиспытанием оценить свои силы и возможности довести до конца начатое, оставлять мир желательно с юности, вступать на путь бескорыстно и с надеждой на милость и помощь Божию, избрать опытного духовного наставника, не роптать и не унывать.
Второй ступенью лествицы совершенства преподобный определяет ОТЛОЖЕНИЕ ЖИТЕЙСКИХ ПОПЕЧЕНИЙ. Помимо отречения от мира, нужно совершенно оторвать свою душу от того, от чего отрёкся устами и удалился телом. По его мнению, такие подвиги доступны и полезны для мирян, так как главная задача - спасение души, всё остальное второстепенно. Главное - не расслабляться и не озираться вспять, не внимать обольстительным помыслам от лукавого.
Третья ступень "Лествицы" по святому Иоанну - тщательное УКЛОНЕНИЕ ОТ МИРА и мирских дел: "не прикасайся более к миру, потому что страсти любят возвращаться назад". Этот подвиг возможен и необходим не только инокам, но и мирским людям. Для достижения цели нужно хранить себя от пристрастия к земным благам, устраняться от бесчинных людей и обществ, отвращаться слухом и зрением от всего непристойного и соблазнительного. Заботы о ближнем не должны быть препятствием к делу спасения своей души.
Шестая ступень - ПАМЯТОВАНИЕ О СМЕРТИ. Иоанн Лествичник характеризует её так: "Кто умер для греха и мира, тот памятует о смерти и желает её, а кто ещё привязан к миру, тот не перестаёт злоумышлять сам против себя". Мысли о смертном часе открывают всю бесцельность земных удовольствий и поставляют пред Судом Божиим. "Памятование о смерти отсекает излишество в пище, а когда в смирении отсечено сие излишество - отсекаются вместе и другие страсти", - по святому Иоанну.
Седьмая ступень - ОБ УТЕШИТЕЛЬНОМ ПЛАЧЕ, который связан и с покаянием, и с памятованием смерти. Для возбуждения спасительных слёз нужно вспоминать свои грехи и Божие наказание за них. Плач о грехах необходим и монаху, и мирянину. Покаянный плач - не тяжёлое состояние и безотрадная мука, но есть благодатное и блаженное утешение. Плач несовместим с житейскими заботами и мирской суетой, многословием, смехом. Чтобы обрести утешительный плач, надо много трудов, а чтобы сохранить это обретённое сокровище таких трудов нужно в разы больше. Преподобный отец убеждает хранить спасительный плач как зеницу ока.
Восьмая ступень "Лествицы" - О БЕЗГНЕВИИ И КРОТОСТИ - требует очищения порочного сердца. Гнев - важнейший и злейший из всех других пороков, он омрачает разум, от него исходят памятозлобие, ненависть, убийство. Гнев отгоняет от нас благодать Святого Духа. Преподобный пишет, что гнев - это желание сделать зло, напротив, кротость - это желание бесчестия, нечувствие к оскорблениям. Он советует не допускать в сердце не только ярость, но даже и лёгкую досаду.
Девятая ступень - О ПАМЯТОЗЛОБИИ - также, как и восьмая, говорит об очищении порочного сердца. Памятозлобие - исчадие гнева, но более долговечное, "неусыпное беззаконие".
Святой Иоанн Лествичник даёт средства против памятозлобия: частое и внимательное чтение молитвы "Отче наш", воспоминание страданий Христовых, покаяние перед своим врагом.
Святой Иоанн Лествичник даёт средства против памятозлобия: частое и внимательное чтение молитвы "Отче наш", воспоминание страданий Христовых, покаяние перед своим врагом.
Десятая ступень - О ЗЛОРЕЧИИ, или о клевете. Это порок языка, порождение ненависти и памятозлобия. Средства, которые преподобный предлагает для борьбы с духом клеветы: винить не человека, который возмущает подвижника на клевету, но подстрекающего его диавола, не слушать клевету осуждающих кого-либо, рассматривать свои грехи.
Двадцать шестая ступень - из ступеней обновления духа - О РАССУЖДЕНИИ. Преподобный отец называет его "неоскверненной совестью и чистым чувством". Для новоначальных рассуждение есть истинное познание самих себя, для преуспевающих в деле - духовное чувство, для совершенных - истинное ведение. Рассуждение есть дар премудрости, духовное разумение, для достижения которого авва Иоанн предлагает такие меры: умертвить своеволие, молиться Господу о том, чтобы научиться познавать и творить Его волю, просить советов наставника в решении каких-либо дел.
Двадцать седьмая ступень - О БЕЗМОЛВИИ. Эта добродетель усмиряет помыслы и уравновешивает все душевные силы человека. Оно бывает телесным и душевным, и достигается двумя способами: проводя в совершенном уединении подвижническую жизнь, и взяв его за частное правило жизни, удаляясь от всего развлекающего и рассеивающего ум, приводящего к многоречию и смехотворству. Первый способ является отшельничеством, второй подходит для жизни в миру.
На этом занятии были до конца разобраны предуготовительные ступени и начато рассмотрение ступеней очистительных и обновления духа.