Воскресенье 24 сентября - Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы, шестнадцатая Неделя по Пятидесятнице; Православная Церковь чтит память преподобного Силуана Афонского - русского святогорца и одного из самых почитаемых святых XX века.
23 сентября, в субботу, в нашем храме было отслужено Воскресное Всенощное бдение. Богослужение возглавил настоятель храма протоиерей Андрей (Овчинников), ему сослужили протоиерей Павел (Феоктистов), архимандрит Филарет (Радаев) и иерей Арсений (Черникин).
24 сентября были отслужены две Воскресные Божественные Литургии. Позднюю Литургию совершил настоятель храма в сослужении иерея Арсения (Черникина). На богослужении был прочитан отрывок из Евангелия от Иоанна (3:13-17).
_____________________________________________________________________________________________________
Святой Силуан Афонский известен в Православии как новый Боговидец и один из великих подвижников нашего времени.
Мирское имя святого старца Силуана - Симеон Иванович Антонов. Он родился в Тамбовской губернии, в селе Шовском, неподалёку от города Лебедяни, в благочестивой крестьянской семье. Симеон учился в школе "лишь две зимы", был приучен к труду с малых лет и рос как все крестьянские дети.
По воспоминаниям самого старца, в возрасте трёх-четырёх лет он услышал из разговора прохожих, что Бога нет. Душа его потеряла покой, и сердце отторгало эту кощунственную мысль. Девятнадцатилетним юношей Симеон стал свидетелем разговора о святых и святости, о чудесах. Тогда пришла ему мысль искать Бога. Симеон усердно, с плачем, молился и пришёл к решению пойти в Киево-Печерскую Лавру. Но отец не позволил ему принять монашество, пока он не отслужит в армии.
По завершении службы Симеон сразу направился к отцу Иоанну Кронштадскому за благословением, но не застал его. В записке, оставленной им батюшке, он просил его молитв, чтоб "мир не задержал". Повидав семью, Симеон направился на Святую гору Афон в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, куда прибыл осенью 1892 года.
Его первым послушанием была работа на мельнице. Однажды во время вечерни Симеону "непостижимо явился Господь". Исполненный благодати Святого Духа, он ощутил прощение грехов, особую радость и начал молиться за весь мир. В 1896 году Симеон принял постриг с именем Силуан.
Монах вёл жесточайшую молитвенную борьбу со страстями, и в одну из ночей на вопрос его исстрадавшейся души о том, как обрести смирение, Господь ответил ему: "Держи ум твой во аде и не отчаивайся".
"Скоро я умру, и окаянная моя душа снидет в тесный чёрный ад, и там один я буду томиться и плакать по Господе: Где ты, Свет души моей? Я не могу жить без тебя", - так в продолжение пятнадцати лет воздыхал монах Силуан, страдая от умаления Благодати Божией. И снова Господь дал ему силу преодолевать тяготы пути духовного возрастания.
Благодаря Бога за неизреченную милость к грешнику, в душе преподобный Силуан скорбел о неведающих Бога. Тогда возгорелась его молитва за мир, за людей.
Игумен благословил его на уединённую жизнь в ските Старый Русик. Здесь он проводил жизнь в трудах, строгом посте, ночных молитвенных бдениях, спал всего 1,5-2 часа в сутки. В 1911 году монах Силуан был пострижен в великую схиму и по благословению духовника вернулся в монастырь.
Получив послушание монастырского эконома, преподобный Силуан управлял в обители работой почти двухста человек. Обойдя все мастерские, он приходил в свою келию и плакал "о народе Божием". Преподобный был чрезвычайно чутким и отзывчивым на всякую скорбь человеком, с мягким сердцем, постоянно болевшим за рабочих. "Молиться за людей - это кровь проливать", - говорил святой Силуан. После революции 1917 года в монастыре начался период материальных трудностей. Коснулись они и мастерских, и больницы. От болезней умирало до пятидесяти человек братии в год. За всех постоянно возносил Господу свой глубокий духовный плач старец Силуан: "Господу всех жалко".
С начала тридцатых годов и до конца своих дней старец проходил послушание в монастырском продовольственном магазине. Он отошёл ко Господу в два часа ночи 24 сентября 1938 года в монастырской больнице. Вся жизнь его была сердечной молитвой "до великих слёз".
Этот святой так близок нам потому, что испытания и трудности жизни, преодолённые им с Божией помощью, схожи с переживаниями людей нашего времени. Послушание эконома, которое нёс святой Силуан в монастыре, связанное со многими заботами и суетой, скорбное чувство богооставленности, бесовские искушения и борьба с помыслами были преодолены им через непрестанную молитву, смирение, любовь к Господу и ближним. И он обрёл благодать Святого Духа.
Жизнь святого Силуана Афонского показывает нам, что высота духовной жизни человека не зависит от её внешних обстоятельств, и нет непреодолимых преград для того, кто ищет постоянного сопребывания с Богом. Житие этого русского святого является вдохновляющим примером для современных православных христиан.
Поучительные записки, оставленные старцем Силуаном в назидание верующим, называют "Новым добротолюбием". После того, как они были опубликованы учеником преподобного, составившим позже его житие, тайный подвиг стал явным. Духовное наследие святого Силуана Афонского было издано и переведено на разные языки, что принесло ему известность в православном мире.