23 марта в нашем храме было отслужено Воскресное Всенощное бдение. Богослужение возглавил настоятель храма протоиерей Андрей (Овчинников), ему сослужило духовенство храма.
24 марта были отслужены две Воскресные Божественные Литургии. Раннюю Литургию совершил протоиерей Павел (Феоктистов) в сослужении иерея Бояна (Попова), позднюю - настоятель, ему сослужили иерей Арсений (Черникин) и диакон Матфей (Сафари).
На Божественной Литургии было прочитано Послание апостола Павла (Евр.11:24-26, 32-12:2) и Евангелие от Иоанна (Ин.1:43-51).
О значимости и величии праздника Торжества Православия в истории Церкви, его возникновении, скорбных событиях иконоборческого периода, особенностях иконописи и о том, как почитать святые образы, мы услышали в Воскресной проповеди настоятеля.
Ревнителям истинного православного учения потребовалось много времени и сил, чтобы определить, что такое икона и почему её нужно почитать. Объяснение находится в Догмате Православной веры о Боговоплощении: если Бог воплотился, значит Он изображаем, не по сущности, а как второе лицо Пресвятой Троицы. Иисус Христос, Бог и человек, сошёл с Небес, и изобразим потому, что Его видели, слышали, к Нему прикасались. Иконы очень важны для нашей духовной жизни, без них уже невозможно представить богослужение в храме и домашнюю молитву. Глядя на иконы нашего Спасителя, Его Пречистой Матери, святых небожителей, мы мысленно отрываемся от земного и погружаемся в мир духовный оттого, что святые образы лишены страстности и телесности, наполнены сущностью божественного. Воззрение на православные иконы, особенно древнего письма, вызывает духовное прозрение и внутреннее сокрушение о грехах, оно помогает молиться, словно не мы смотрим на святой образ, а он на нас. Батюшка наставил верующих очищать своё духовное зрение и всесторонне развивать вкус к церковному искусству.
В конце службы отец Андрей поздравил прихожан с Торжеством Православия, подчеркнув, что это великий и значимый для нас праздник.
_________________________________________________________________________________
Почитание святых икон, как основанная на Священном Писании христианская традиция, было неприкосновенно до VIII века. Оно было запрещено в 730 году императором Львом III Исавром. С тех пор начались жестокие гонения на почитателей икон, сравнимые с гонениями императоров-язычников, а сами святые образы повсеместно варварски уничтожались.
Почитание святых икон, как основанная на Священном Писании христианская традиция, было неприкосновенно до VIII века. Оно было запрещено в 730 году императором Львом III Исавром. С тех пор начались жестокие гонения на почитателей икон, сравнимые с гонениями императоров-язычников, а сами святые образы повсеместно варварски уничтожались.
Седьмой Вселенский Собор 787 года утвердил догмат иконопочитания, а на Константинопольском поместном Соборе 843 года, состоявшемся в императорском дворце, была провозглашена анафема иконоборческой ереси и императорам-иконоборцам.
Поместный Собор 843 года готовили с особой тщательностью более года, чему немало способствовала святая царица Феодора, тайная почитательница икон. После смерти супруга, императора-иконоборца Феофила, когда христолюбивая царица управляла государством вместо малолетнего сына Михаила, она возвратила низложенного еретиками святого Патриарха Мефодия и созвала Собор.
Святую праведную царицу Феодору Греческую Церковь величает как восстановительницу православного почитания икон. Она повторила подвиг своей августейшей предшественницы святой царицы Ирины.
На следующий день по окончании Собора, утром 11 марта 843 года, в первую Неделю Великого поста, в Константинопольском храме Святой Софии было совершено богослужебное чинопоследование, названное Торжеством Православия, с провозглашением вечной памяти ревнителям Православия. Последование составил святой Патриарх Мефодий. Из летописи известны подробности этого радостного для всего православного мира события: "Царица предложила Святейшему Патриарху Мефодию известить и собрать всех православных митрополитов, архиепископов, игуменов, клириков и мирян, чтобы пришли в Великую церковь Божию с честными крестами и святыми иконами в первое воскресенье святого поста. И когда бесчисленное множество народа собралось, приходит и сам царь Михаил со святой православной матерью своей <...> и со всем синклитом, и каждый нёс по царской свече. И, соединившись со святым Патриархом, вместе двинулись от алтаря со святыми иконами и честным Крестом, и Святым Евангелием, и пошли с литией до ворот дворца <...>. И после долгой молитвы и сокрушенного многоплачевного и умиленного взывания "Господи, помилуй!" возвратились во святой храм для совершения Божественной таинственной Литургии с великой радостью и торжеством. И таким образом восстановлены святые и честные иконы для почитания и поклонения в храме Божием. Благочестивые же самодержцы со всечестным и святым Патриархом Мефодием и бывшими при нём митрополитами <...> постановили ежегодно в первое воскресенье святого поста праздновать торжественно в Великой Божией Церкви сей святой и честной праздник, который и празднуется доныне. Иконы одновременно были поставлены и во всех церквях Константинополя".