17 марта - Заговенье на Великий пост, Воспоминание Адамова изгнания, или Неделя Сыропустная. Последний день перед Великим постом - Прощёное воскресенье - в этом году совпал с днём почитания памяти святого благоверного князя Даниила Московского, первоначального основателя града Москвы.
16 марта в нашем храме было отслужено Воскресное Всенощное бдение. Богослужение возглавил настоятель храма протоиерей Андрей (Овчинников), ему сослужили протоиерей Павел (Феоктистов), архимандрит Филарет (Радаев) и диакон Матфей (Сафари).
17 марта были отслужены две Воскресные Божественные Литургии. Позднюю Литургию совершил настоятель храма, в сослужении иерея Арсения (Черникина) и диакона Матфея (Сафари).
На Божественной Литургии было прочитано Послание апостола Павла к Римлянам (Рим.13:11-14:4) и Евангелие от Матфея (Мф.6:14-21).
Воскресная проповедь настоятеля храма накануне Великого поста была посвящена Евангельскому чтению дня, в котором Сам Господь учит нас тому, как надо поститься и какой пост угоден Богу.
Отец Андрей помог прихожанам правильно понять и усвоить важные уроки из прочитанного сегодня Евангелия для достижения главной цели Великого поста - собирания сокровищ для вечной жизни в Царстве Небесном.
По словам Господа Иисуса Христа, первое условие правильного поста - победа над унынием. Пост - это весна души, время духовного преображения, поэтому нельзя унывать, несмотря на то, что для нашей плоти наступает время строгого воздержания. Чем больше мы ущемляем потребности плоти, тем больше свободы, света и радости получает дух. Грех уныния корнями уходит в угождение плоти, с плотоугодником не может пребывать благодать Святого Духа, поэтому смиряя плоть, всё внимание переключаем на дух - бессмертный, жаждущий Бога, любящий молиться.
Господь учит нас не быть унылыми, не поститься напоказ, как это делали лицемерные и хитрые фарисеи, Он против внешнего поста. Ещё Господь учит нас быть простыми, потому что простота - это свойство Христово, Он что думал, то и говорил. Первое наставление от Христа к правильному посту - быть духовно бодрыми, радоваться.
Елей в Библии символизирует Божию благодать. Помазать голову елеем - означает поменять свои мысли, когда постишься, а не только сменить меню и ограничить рацион. Процесс изменения мышления называется покаянием.
Ограничивая телесное, вкушай духовное! От пищи духовной плоть смиряется и не требует большого количества еды. Поэтому Великим постом нужно помазывать голову благодатью елея покаяния, елея молитвы, елея размышления о Боге.
Умыть лицо - означает образ чистой жизни, чистого внешнего поведения. Соединением внешнего подвига и внутреннего труда рождаются плоды богоугодного поста.
Христос учит нас молиться и поститься так, чтобы наши подвиги никто из людей не видел - тайна нашей добродетельной жизни угодна Господу, тогда как делаемое напоказ лишается небесной награды. Совершение добрых дел надо скрывать от людей, чтобы Отец наш Небесный воздал нам явное за наше тайное. Поститься тайно - подвиг перед Богом.
Батюшка призвал верующих опираться на главные уроки из сегодняшнего Евангелия в течение всего Великого поста, чтобы собрать сокровища небесные для своей бессмертной души и прийти к Пасхе обогащёнными и обновлёнными, со всеми примириться, настроиться на пост и испросить у Бога благословение, подвизаться в воздержании, много молиться и читать Священное Писание, сосредоточиться на приобретении тех качеств, о которых просим Бога в молитве Ефрема Сирина.
По окончании поздней Божественной Литургии настоятель храма и духовенство совершили вечерню с Чином Прощения. Отец Андрей ещё раз обратился к пастве, разъяснив, что прежде всего нужно просить прощения у тех, кого мы действительно чем-либо обидели, затем испросил у всех прощения грехов и земно кланялся народу. Также и прихожане, которых было особенно много на богослужении дня, ответили отцу Андрею земным поклоном и после принятия благословения и целования Креста просили прощения друг у друга.
Вечером в храме была совершена Великая вечерня с Чином прощения, с которой начинается Святая Четыредесятница.