12 марта, во вторую Неделю Великого поста, посвящённую Православной Цековью святителю Григорию Паламе, в нашем храме были отслужены две Воскресные Божественные Литургии. Позднюю Литургию совершил настоятель храма протоиерей Андрей (Овчинников), ему сослужил иерей Арсений (Черникин). Накануне в субботу было отслужено Воскресное Всенощное бдение, которое совершил настоятель храма в сослужении протоиерея Павла (Феоктистова) и иерея Арсения (Черникина). Второе воскресенье Великого поста имеет ещё одно название - Неделя Светоносных постов.
В этот воскресный день Православная Церковь празднует победу учения о Нетварном Божественном Свете, которую одержал святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский (Фессалоникийский), отец и учитель Церкви, христианский богослов и философ, развивший теорию православного исихазма.
Отец Андрей в своей воскресной проповеди указал нам на необходимость духовного ориентира в совершении Великого поста. В качестве такого ориентира он предложил прихожанам жизненный путь и богословие великого отца Византийской Церкви 14 века - святителя Григория Паламы, который родился в богатой и знатной семье, но вместо блестящей карьеры и земного богатства избрал путь монашества и в 20 лет ушел на Святую Гору Афон. Батюшка рассказал нам о биографии святителя, в простой форме объяснил суть его возвышенного учения о возможности и необходимости богопознания для человека и призвал при прохождении Великого поста ознакомиться с духовным наследием Григория Паламы, несмотря на высоту слога и возможные сложности в понимании для неумудренного в богословии человека, то есть сделать усилие над собой. В завершении проповеди отец Андрей предложил верующим задаться вопросом: светоносен ли наш пост, есть ли в нашей жизни Свет Христов?
Великий делатель Иисусовой молитвы (именно Григорию Паламе мы обязаны её появлением) утверждал истины о Божественном Фаворском Свете на основе реального опыта деятельной духовной жизни: "<...> за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих нетварным благодатным Своим Светом, каким он сиял на Фаворе". Святитель Григорий указал пути духовного возрастания и целостного преображения души - покаяние, пост, умная молитва - для возможности встречи и общения с самим Господом, Его благодатью.
"Бог, непостижимый в Своей Сущности, являет Себя в таких энергиях, как Фаворский Свет, которые обращены к миру и доступны восприятию человека, но являются несотворенными", - так учил святитель Григорий. Он защищал монахов исихастов (священнобезмолствующих) и своё учение в спорах о богопознании с еретиком Варлаамом Калабрийским и его последователями, которые утверждали, что Бог совершенно недоступен для человека, замкнутого в ограниченном тварном мире.
На Константинопольском Соборе 1351 г. было утверждено, что учение святителя Григория Паламы является истинным, православным. Это догматическое учение нашей Церкви.