Во вторую Неделю по Пятидесятнице Русская Православная Церковь совершает праздник - Собор всех святых, в земле русской просиявших.
В воскресенье, 18 июня, в нашем храме были отслужены две Божественные Литургии. Позднюю Литургию совершил настоятель храма протоиерей Андрей (Овчинников) в сослужении архимандрита Филарета (Радаева) и иерея Арсения (Черникина). На богослужении было прочитано Евангелие от Матфея (гл.4:18-23).
Воскресное Всенощное бдение накануне праздника возглавил настоятель храма, ему сослужили архимандрит Филарет (Радаев), протоиерей Павел (Феоктистов) и иерей Арсений (Черникин).
После прочтения Евангелия отец Андрей произнёс воскресную проповедь, в которой рассказал об основных этапах установления праздника Собору всех святых русской земли, о подвижничестве, о многообразии проявлений святости. В своём пастырском слове батюшка остановился на теме трагических событий в истории России и Православной Церкви в 20-м веке, когда сонм святых первых веков христианства украсился сравнимо многочисленными подвигами новомучеников и исповедников российских в период богоборческих гонений советской власти. В это страшное время был окончательно утверждён день празднования Всем святым земли русской, и составлена служба праздника.
Отец Андрей напомнил также о том, что святые являются в Церкви во все времена, и всем нам нужно стремиться к святости через укрепление веры, не бояться исповедовать её, проповедовать христианское учение и просить помощи у святых - жителей мира горнего, наших небесных покровителей, заступников и молитвенников перед Престолом Господа Бога.
Почти сразу после Крещения Руси появились и первые святые Русской Православной Церкви - первомученики Феодор варяг и его сын Иоанн (+983). Страстотерпцы Борис и Глеб, сыновья князя Владимира, принявшие мученическую кончину от своего брата Ярополка в 1015-м году, почти сразу начали почитаться Русской Церковью. В 1020-м году их мощи обрели нетленными, был воздвигнут храм в их честь, и написана служба мученикам Борису и Глебу, первая в истории отечественной церковной письменности.
Особо почитали равноапостольную княгиню Ольгу (+969) и крестителя Руси - великого князя Владимира (+1015).
В XI-XII веках на Руси появился целый сонм святых, в XIII-XV веках их количество ещё более увеличилось. Но праздновать Собор святых Русской Православной Церкви было невозможно по причине того, что она до середины XV века являлась лишь митрополией Константинопольской Церкви, греками были и митрополиты. Русская Церковь восприняла все основные праздники, в том числе и празднование Всем святым. Память своих национальных святых, по причине их немногочисленности, совершалась в тот же день.
Начиная с 1448-го года ситуация начала изменяться, так как Русская Церковь стала автокефальной. В Великом Новгороде - духовном центре Святой Руси того времени - святителем Евфимием впервые был установлен праздник Новгородским святителям, а возглавлявший Русскую Православную Церковь с 1542 по 1563 г.г. святитель Макарий впервые официально установил 17 июля как день памяти Всех русских святых (дата празднования позднее менялась). "Служба Всем русским святым", ставшая прообразом для последующей редакции на Соборе 1917-1918 г.г., и "Похвальное слово" были составлены иноком Григорием Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. В этот период появился и составленный по календарному принципу двенадцатитомник "Великие Макарьевские Четьи-Минеи", начали активно писаться иконы русским святым, и строиться храмы в их честь.
К глубокому сожалению, к концу XVI века праздник стал забываться, а с наступлением Синодального периода особое общецерковное почитание русских святых было совершенно оставлено.
Возобновление празднования памяти всех русских святых совпало с восстановлением Патриаршества в Русской Православной Церкви. 20 июля 1908 года крестьянин Судогодского уезда Владимирской губернии Николай Осипович Газукин направил в Святейший Синод ходатайство об установлении ежегодного празднования "Всем святым Российским, с начала Руси прославленным", но оно было отклонено в связи с уже существующим празднованием памяти Всех святых, в том числе и русских.
Восстановление праздника состоялось на Поместном Соборе Русской Церкви 1917-1918 г.г. благодаря стараниям профессора Петроградского университета Бориса Александровича Тураева и иеромонаха Владимирского Рождественского монастыря Афанасия (Сахарова), которые проделали огромную работу по составлению службы русским святым. Б. А.Тураев представил Собору доклад о благовременности восстановления забытого праздника и взял на себя составление новых песнопений к воссоздаваемой службе, а иеромонах Афанасий (будущий святитель, исповедник, епископ Ковровский) работал с богослужебными книгами над составлением Божественной Литургии.
Доклад Тураева был одобрен, и 26 августа 1918 года, в день тезоименитства святейшего патриарха Тихона, Собором было постановлено восстановить существовавшее в Русской Церкви празднование дня памяти Всех святых русских и совершать его в первое воскресенье Петровского поста.
Из-за событий революции и почти сразу последовавших гонений на Церковь праздник вновь едва не был забыт, но Промыслом Божиим произошло его распространение.
В 1920 году скончался Б. А. Тураев, старавшийся совместно продолжать дополнение спешно составленной службы, но в 1922 году епископ Афанасий (Сахаров), после первого ареста находящийся во Владимирской тюрьме, встретил новых единомышленников в деле восстановления праздника Всем русским святым. В их числе были архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов), архиепископ Астраханский Фаддей (Успенский), епископ Суздальский Василий, и собором арестантов в 17-й камере Владимирской тюрьмы был начат новый пересмотр службы с внесением исправлений и дополнений. Там же, в тюрьме, впервые было совершено богослужение Всем русским святым по исправленной службе. Её текст был напечатан и издан Московской Патриархией лишь в 1946 году. Святитель Афанасий трудился над исправлениями и дополнениями к службе до своей блаженной кончины (+1962).
Сегодня праздник Всех святых земли русской является наиболее торжественным днём церковного года, и будем уповать на то, что он будет совершаться Русской Православной Церковью до скончания века.