21 апреля, пятая Неделя Великого поста, Православной Церковью посвящена преподобной Марии Египетской - великой христианской святой, житие которой открывает нам, как через глубокое покаяние, по неизреченному человеколюбию Господа, падший человек может не только стать праведником, но и обрести святость.
20 апреля в нашем храме было отслужено Воскресное Всенощное бдение. Богослужение возглавил настоятель храма, ему сослужили протоиерей Павел (Феоктистов), архимандрит Филарет (Радаев) и диакон Матфей (Сафари).
21 апреля были отслужены две Воскресные Божественные Литургии. Позднюю Литургию совершил настоятель, в сослужении иерея Арсения (Черникина) и диакона Матфея (Сафари).
На Божественной Литургии было прочитано Послание апостола Павла (Евр.9:11-14) и Евангелие от Марка (Мк.10:32-45).
Свою воскресную проповедь настоятель храма посвятил Евангельскому чтению дня, а именно, теме духовного разочарования, его причинам и тому, как его избежать.
В сегодняшнем Евангелии мы слышим, как Господь Иисус Христос, идя в Иерусалим, говорит Своим ученикам, что Сын человеческий будет предан и осужден, отдан на поругание и избиение язычникам, что Его распнут на Кресте и в третий день Он воскреснет. Это четвёртое предсказание Сына Божия о Своей судьбе, о Своих страданиях и той миссии, исполнить которую Он пришёл в мир.
На богослужении Великой Среды мы будем читать Евангельские отрывки о том, как одна грешница помазала Спасителя миром, и о предательстве Иуды Искариота. Одна из причин Иудиного предательства - мечта о получении земных благ от Иисуса Христа. Но Спаситель был распят и умер на Кресте, и за разочарованием Иуды последовал страшный поступок - он удавился.
В прочитанном сегодня Евангелии ученики слышат слова Христа о том, что Он идёт в Иерусалим, чтобы совершилось предназначенное Ему, но они не понимают Его миссии. Он столько времени их учил тому, что Царство Христово не от мира сего, но Его учение не вмещается в них. Даже Иаков и Иоанн, бывшие с Иисусом на горе Фавор, задают Спасителю вопросы, говорящие об их земном видении служения Христа: ученики верят в то, что Он станет Царем на земле, и, желая властвовать над миром и получать блага, стремятся занять лучшие места. Остальные десятеро не уступают им, и в скромно живущей общине случается первый раскол.
Чаша страданий Христовых ученикам непонятна. Испрашивая себе место возле Иисуса по правую и левую сторону, они испрашивают себе место на Голгофе.
Господь отвечает им, что они не ведают, чего просят, что чашу Его будут пить и Его Крещением будут креститься, но дать сесть по правую и по левую Его руку зависит не от Него, а кому уготовано Отцом Небесным. Действительно, все апостолы, кроме Иоанна Богослова, мученически окончили земной путь. Господь Иисус Христос проповедует нам Свои божественные истины и учит нас делать совершенно противоположное, говоря ученикам: "Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугой; и кто хочет быть первым между вами, да будет вам рабом". И приводит в пример Самого Себя, Своё служение человечеству. Закон служения - один из главных законов Евангелия.
Мы должны подражать Христу во всём и идти за Ним, не ожидая за это успехов, благополучия, здоровья, карьерного роста и счастливой семейной жизни.
К сожалению, многие приходят в Церковь за этими дарами и потом уходят по причине несбывшихся надежд, потому что Господь не исполнил их просьб о земном благополучии. Иисус Христос открыл нам новую жизнь и об этом Он говорит апостолам и всем людям. Земная жизнь - это путь, по которому Господь ведёт человека в Своё Царство, и только Он знает, каков будет этот путь.
Будем учиться смиряться перед Промыслом Божиим и задумываться о том, какова наша миссия. Совершенно точно одно - этот мир наше временное пристанище, из которого мы когда-то уйдём, поэтому не стоит здесь обустраиваться. Серьёзная проблема сегодняшнего христианина - и с Богом быть, и все блага и удобства от земной жизни получать. Но Евангелие о другом: хочешь быть близок ко Христу - готовься к распятию, готовься пострадать за Него, как это делали святые. Страдания - это показатель нашей любви и веры во Христа. Если страдая человек продолжает любить Бога, не отрекается от Него, это значит, что его вера настоящая.
Земное благополучие даётся не всем, и не надо задаваться вопросом, почему - это пути Божии. Каждого человека Господь ведёт ко спасению своим путём, чаще всего - путём скорбей, так как в них возрастают наши добродетели и очищаются души.
Завершая проповедь, отец Андрей пожелал нам укрепить свою веру сегодняшним Евангелием, призвал вспоминать наши прошлые скорби с благодарностью Богу, искать понимания, почему они пришли, и смиренно нести свой крест.
_______________________________________________________________________________________________
В пятую Неделю Великого поста православные христиане почитают память преподобной Марии Египетской, подвиг покаяния которой кажется непостижимым.
Святитель Лука Крымский, обращаясь с проповедью к пастве в день памяти святой, сказал: "Удивительное, чудесное житие, совершенно не похожее на жизнь обыкновенных людей! Но особенно в нем поражают два обстоятельства. Прежде всего, это величайшая Божия благодать, величайшее Божие милосердие и предвидение Божие о том, что жалкая блудница станет величайшей святой. А второе — это внезапность и необычайная глубина и решительность обращения преподобной Марии от ее прежней греховной жизни на путь ни с чем не сравнимого подвижничества в пустыне. Преподобная Мария исполнила то, о чём говорит святой пророк: "Обратитесь ко Мне всем сердцем своим, в посте, плаче и рыдании, раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши и обратитесь к Господу Богу вашему, ибо Он Благ и Милосерд, долготерпелив и Многомилостив, и сожалеет о бедствии" (Иоил. 2, 12—13).
И святая Мария “разодрала сердце свое” и всем помышлением своим внезапно обратилась к Богу. Она исполнила и то, о чем говорит святой пророк Иезекииль: "Вспомните о всех путях ваших и обо всех делах ваших, какими вы оскверняли себя, и возгнушайтесь самими собою за все злодеяния ваши, какие вы делали" (Иез. 20, 43). И исполнились на ней слова Божии, и узнала она о милосердии Его безконечном, о святости Его безмерной, когда поступил Господь с ней не по злым делам её, а по милосердию Своему ради святого имени Своего.