1. Главная
  2. Новости
  3. Приходские новости
  4. 22-я Неделя по Пятидесятнице

22-я Неделя по Пятидесятнице

5 ноября 2023
1859
5 ноября, в двадцать вторую Неделю по Пятидесятнице, Православная Церковь совершает память апостола от 70-ти Иакова, брата Господня по плоти, епископа Иерусалимского.
5 ноября в нашем храме были отслужены две Воскресные Божественные Литургии. Позднюю Литургию совершил настоятель храма протоиерей Андрей (Овчинников) в сослужении иерея Арсения (Черникина). 
Накануне вечером Воскресное Всенощное бдение возглавил настоятель, ему сослужили протоиерей Павел (Феоктистов), архимандрит Филарет (Радаев) и иерей Арсений (Черникин).
На воскресном богослужении был прочитан отрывок из Послания святого апостола Павла к Галатам (6:11-18) и отрывок из Евангелия от Луки (16:19-31). 
Воскресная проповедь настоятеля была посвящена теме апостольского чтения - свободе выбора человека и возможности через свободный выбор изменить своё сознание. Батюшка объяснил, что означают слова апостола Павла о распятии себя для мира, и предложил задуматься, возможно ли в нашем веке сораспять себя Христу. Отец Андрей указал на необходимость изучения не только Евангелия, но и апостольских Посланий, написанных, в том числе, для изменения сознания новообращённых христиан. Многое в них изначально может показаться не вполне понятным, но это и должно сподвигнуть человека на самостоятельное подробное изучение апостольских текстов, способствовать самообразованию. 
Святой апостол Иаков, брат Господень - первый апостол, которому явился Господь после Своего воскресения. Он не проповедовал по разным странам, как другие апостолы, а учил в Иерусалиме: согласно Церковному Преданию, Иисус Христос явился Иакову после Вознесения и поставил его первым епископом Иерусалимской Церкви. Святой возглавлял её целых тридцать лет, до дня своей мученической кончины, распространяя и утверждая святую веру и по всей Палестине.
Около 51-го года апостол Иаков возглавил созванный в Иерусалиме апостольский Собор, чтобы определиться с тем, как принимать язычников в христианскую веру. Как предстоятель Церкви он проявил мудрость и положил не требовать от язычников соблюдения Моисеева закона. Его голос был решающим, и решение было принято согласно его предложению: " ... угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите" (Деян.15:23-29).
По внушению Святого Духа апостолом Иаковом впервые было написано последование Литургии, которое так и называют "Литургия апостола Иакова". Сохранившееяся в первоначальном виде до IVго века, последование было сокращено Василием Великим и Иоанном Златоустом. Взяв её за основу, святители написали свои одноимённые Божественные Литургии, используемые Церковью и по сей день.
Апостол Иаков около 59 г. написал Соборное Послание, обращённое к израильтянам. Оно вошло в Книгу апостольских Посланий. В нём говорится об укреплении в вере новообращённых иудеев и важности не только одной веры для спасения, но также и дел, оживотворяющих её: "Без дел вера мертва" (Иак.2:26).
Он не был в числе первых двенадцати учеников Христа, но принадлежал к числу семидесяти апостолов.
По Преданию, апостол Иаков был со Святым семейством в Египте, когда по повелению ангела им пришлось скрываться в Египте от преследований царя Ирода.
Апостола Иакова называют братом Господним, так как он был одним из сыновей праведного Иосифа Обручника от первого брака. 
Когда Иосиф при разделе земли захотел выделить часть и Иисусу, все сыновья воспротивились этому, кроме Иакова, взявшего Его в сонаследники своей доли. После этого Иакова стали называть братом Господним.
Апостол Иаков был назореем (посвящённым служению Богу) и вёл очень строгую подвижническую жизнь. Когда Иисус Христос начал проповедь Евангелия, он уверовал в Него и стал ещё большим аскетом: пребывал в постоянной молитве, мало спал, обходился хлебом и водой, непорочно соблюдал чистоту девства, носил только льняную одежду, не стриг волос и не посещал баню. 
Апостол Павел называет апостолов Иакова, Петра и Иоанна столпами Церкви, первым поставляя Иакова (Гал.2:9). Своей добродетельной и строгой жизнью он стяжал славу святого даже у иудеев, называвших его праведным, утверждением верующих, оплотом народа. Обычно святой уединялся в Иерусалимском храме и коленопреклонённо молился о своём народе. 
Когда апостол Иаков стал епископом в Иерусалиме, множество народа приходило послушать его поучения. Среди них было немало иудеев, в том числе из старейшины и начальники. Благодаря проповеди апостола Иакова, Церковь Христова день ото дня прирастала уверовавшими, что стало причиной ожесточённой злобы фарисеев. Убоявшись, что вскоре весь народ признает Иисуса Христа за Мессию и примет христианство, они предупредили апостола Иакова, что если он не перестанет проповедовать Евангелие, его убьют. 
В день Пасхи в 63-м году фарисеи принудили святого старца подняться на крышу Иерусалимского храма и оттуда произнести проповедь для отвращения народа от Христа. Вместо отречения апостол Иаков во всеуслышание исповедал Его Спасителем мира, за что был сброшен книжниками и фарисеями с крыши. Приподнявшись на земле, ещё живой апостол воздел руки к небу и стал молиться Богу за своих убийц, добивавших его камнями.
Святой апостол Иаков мученически скончался за веру возле храма от сильного удара по голове. Ему было около 66-ти лет. Святое его тело было погребено рядом с местом его кончины. И по настоящее время в день его смерти над его гробом совершается написанная им Божественная Литургия. 
В 351 году апостол Иаков явился святому отшельнику Епифанию и повелел перенести свои мощи на гору Сион. Позже на этом месте был возведён храм.

+7(495)607-15-13