29 октября, в двадцать первую Неделю по Пятидесятнице, Православная Церковь празднует память мученика Лонгина Сотника, Каппадокийского (иже при Кресте Господнем).
29 октября в нашем храме были отслужены две Воскресные Божественные Литургии. Раннюю Литургию совершил настоятель храма протоиерей Андрей (Овчинников), в сослужении иерея Бояна (Попова), позднюю Литургию - иерей Арсений (Черникин).
28 октября, накануне вечером, Воскресное Всенощное бдение совершил протоиерей Павел (Феоктистов).
На Божественной Литургии был прочитан отрывок из Евангелия от Луки (8:5-15), после чего отец Андрей произнёс проповедь с объяснением смысла воскресного апостольского чтения (Гал. 2:16-20). В этих строках Послания святой апостол Павел повествует о делах закона и веры. В своём поучении батюшка наставил паству в поиске живой веры как в истинном отношении к смыслу и цели христианства, потому как исполнением одних лишь предписаний невозможно человеку согреть своё сердце, обрести любовь к Богу и ближнему.
___________________________________________________________________________
Церковь почитает память одного из первых христианских мучеников из язычников - Лонгина Сотника, того самого центуриона, о котором в Святом Евангелии сказано как о римском стражнике, командовавшем Распятием на Кресте Господа нашего Иисуса Христа. От истекших из прободенного им ребра Господа крови и воды он не только исцелился от глазной болезни, но и прозрел духовно: увидел любовь Спасителя к Своим распинателям, уверовал в Него, как в Мессию, крестился, проповедовал Евангелие и принял за Него мученическую кончину.
О том, что сотника звали Лонгин, известно из Церковного Предания, а именно, из апокрифического Евангелия от Никодима.
Гай Кассий Лонгин родился в Каппадокии, в селении Ардалес. Поступив в юности на службу в армию, он долгое время служил Риму, удостоился доверия начальства и выполнял самые ответственные поручения Понтия Пилата.
Кассий Лонгин был центурионом (командиром центурии - отряда воинов числом до 100 человек). Гарнизон римлян располагался рядом с Иерусалимским храмом и был в непосредственном подчинении Понтия Пилата - наместника Иудеи. Воины Лонгина сотника охраняли общественные места Иерусалима, следили за порядком в храме и приводили в исполнение приговоры преступникам.
Так Лонгин стал свидетелем Крестных страданий и смерти Иисуса Христа, видел как Он, умирая в страшных муках, молил Бога Отца простить Своих мучителей и распинателей. Видел Лонгин и неописуемую скорбь и страдания Пресвятой Его Матери и стоящего рядом с Нею ученика. И тут же, при Кресте, находились поносящие Господа, те, за кого Он умирал...
Лонгин сотник, его воины и жители Иерусалима стали свидетелями невиданных и страшных природных явлений, произошедших в минуту Крестной смерти Искупителя. Лонгин увидел в них Божественное предостережение и принял в своём сердце истину: Христос есть Сын Божий!
Он окончательно уверовал во Спасителя, когда стоял со стражей у Гроба Господня и стал свидетелем Его Воскресения. Лонгин не согласился по научению иудеев лгать народу, что тело Христа похители Его ученики. Напротив, Лонгин рассказывал всем правду, тем самым уже начав свою проповедь христианства, и даже Понтий Пилат не мог на него повлиять.
Святой Лонгин и двое его сослуживцев, Исавр и Афродисий, приняли крещение от апостолов в Иерусалиме, оставили службу в римской армии и стали воинами Христовыми. По дороге на свою родину святой проходил по селениям и рассказывал людям о Распятии и Воскресении Господа Иисуса Христа, что способствовало распространению Святого Евангелия.
О проповедничестве святого Лонгина узнали иудейские первосвященники. Негодуя, они упросили Понтия Пилата разыскать его и предать смерти.
Когда воины прибыли в Ардалес, чтобы казнить Лонгина и его сподвижников, он сам встретил их и радушно принял в своём доме. Посланники Пилата не знали, что принявший их гостеприимный хозяин является одим из тех, кого они ищут, и рассказали бывшему сотнику о цели своего появления в селении. Лонгин позвал Исавра и Афродисия, и они объявили себя воинам.
Помня доброту и радушие Лонгина, они предложили всем троим христианам бежать, но, видя их твёрдую решимость принять с радостью страдания за Христа, обезглавили мучеников. Их честные главы были доставлены Пилату, а святые тела погребены по завещанию возле селения.
В Иерусалиме Пилат приказал выбросить голову святого мученика Лонгина в нечистое место, на свалку. Там она находилась до тех пор, пока одна внезапно ослепшая благочестивая вдова из Кападдокии не обрела её после явления ей во сне самого святого. Женщина попросила проводить её к свалке, и она долго искала там честную главу угодника Божия. По обретении святыни слепая тотчас прозрела и возблагодарила Господа за чудесное исцеление. Облобызав и омыв главу святого, женщина предала её земле на своей родине, в могиле своего сына.
Житие святого мученика Лонгина составлено святым Исихием, пресвитером Иерусалимским, почившим в 434 году.
Помощь и предстательство этого христианского святого призывают при глазных болезнях и слепоте.
Святого мученика Лонгина вспоминают на каждой Литургии во время проскомидии: священник, каждый раз прободая копием Агнец, произносит слова Евангелия от Иоанна, в котором говорится о действиях римского сотника при Распятии Иисуса Христа.
Копьё Лонгина Сотника является великой христианской святыней - орудием Страстей Христовых. До мученической кончины святого оно находилось при нём. После копьё передавалось христианами из рук в руки и оказалось у святого апостола Иуды Алфеева. Он взял его с собой, когда шёл проповедывать в Армению. Здесь, в монастыре Эчмиадзин, оно хранится и поныне.