30 марта в нашем храме было отслужено Воскресное Всенощное бдение. Богослужение возглавил настоятель храма протоиерей Андрей (Овчинников), ему сослужили протоиерей Павел (Феоктистов), архимандрит Филарет (Радаев) и диакон Матфей (Сафари).
31 марта были отслужены две Воскресные Божественные Литургии. Позднюю Литургию совершил настоятель, в сослужении иерея Арсения (Черникина) и диакона Матфея (Сафари).
На Божественной Литургии было прочитано Послание апостола Павла (Евр.1:10-2:3) и Евангелие от Марка (Мк.2:1-12).
Своё воскресное наставление настоятель храма посвятил возвышенным темам, которые проповедует Церковь во вторую Неделю Великого поста - исихазму (умной молитве), Фаворскому Свету и тому, как человеку удостоиться его видения.
В проповеди отец Андрей рассказал о великом святителе греческой и византийской Церкви, отце исихазма Григории Паламе (1296-1359) и его учении об обожении человека - о том, что можно соприкасаться с нетварной Божественной энергией, и путь к обожению лежит через непрестанную молитву.
Великий пост - время духовных подвигов и совершения трудов, которые ожидает от нас Господь. Цель нашей христианской жизни - найти путь соединения наших трудов и изменяющей нас благодати Божией.
Иисусова молитва - это святое монашеское делание, но и нам нужно обращаться к ней и понуждать себя к такому труду ради стяжания благодати, как наставил прихожан отец Андрей. В конце проповеди батюшка призвал верующих вознести молитву святителю Григорию Паламе об укреплении нашей веры и познании цели христианской жизни.
_________________________________________________________________________________
Понятие "исихазм" (от греческого слова "исихия", что переводится как "спокойствие", "тишина", "уединение") известно в Церкви с раннехристианской эпохи, когда появились монахи-отшельники, совершавшие свои подвиги в пустынных местах. Позднее исихастами стали называть монахов, которые, подвизаясь в тишине, молчании и внутреннем сосредоточении на многократном повторении Иисусовой молитвы, достигали такого состояния духа, что могли видеть Божественный свет.
Понятие "исихазм" (от греческого слова "исихия", что переводится как "спокойствие", "тишина", "уединение") известно в Церкви с раннехристианской эпохи, когда появились монахи-отшельники, совершавшие свои подвиги в пустынных местах. Позднее исихастами стали называть монахов, которые, подвизаясь в тишине, молчании и внутреннем сосредоточении на многократном повторении Иисусовой молитвы, достигали такого состояния духа, что могли видеть Божественный свет.
В учении о Фаворском Свете святитель Григорий Палама утверждает, что человеку возможно и необходимо богообщение, что ощущение благодати есть божественные энергии, их нужно принять и удержать в своём сердце.
"Бог, как свет, видится и Светом творит чистых сердцем, почему и называется Светом", - писал святитель Григорий.
Как выдающийся богослов и философ, он оставил духовное наследие, в том числе, в виде омилий (проповедей). В одной из них, посвящённой молитве, святитель учит нас: "Пусть никто не думает, братья мои христиане, будто одни лица священного сана и монахи имеют долг непрестанно и всегда молиться, а не миряне. Нет, нет, все мы, христиане, имеем долг всегда пребывать в молитве... И Григорий Богослов учит всех христиан и говорит им, что чаще надлежит поминать в молитве имя Божие, чем вдыхать воздух. К этому же примите во внимание и способ молитвы, как возможно непрестанно молиться, именно молиться умом. А это всегда можем делать, если захотим. Ибо и когда сидим за рукоделием, и когда ходим, и когда пищу принимаем, и когда пьём, можем молиться и творить умную молитву, благоугодную Богу, молитву истинную. Телом будем работать, а душою молиться. Внешний наш человек пусть исполняет свои телесные дела, а внутренний весь пусть будет посвящён на служение Богу и никогда не отстаёт от этого дела духовной молитвы...".
Известная притча о старце и послушнике хотя и из жизни монашествующих, но как нельзя лучше показывает нам, живущим в миру, практический пример духовного делания на пути к обретению умной молитвы:
Некий старец в монастыре ругает послушника: «Что ж ты все время болтаешь? Я тебе говорю – молчи, а ты только и знаешь, что болтать!» Юноша чуть не плачет: «Отче, да я же рта не открываю, за весь день ни единого слова не вымолвил!» – «Нет, болтаешь!» – стоит на своем старец. Прошел год. Однажды подходит к послушнику отче и хвалит: «Молодец, сегодня хорошо молчал!» Инок в недоумении – «Да ведь я сегодня только и делаю, что разговариваю – и по тому поводу пришлось, и по тому…» – «Это ты устами говорил, а ум твой пребывал в благоговейном молчании, не мешая сердцу молиться. И потому через тебя Святой Дух мог действовать. А раньше ты уста-то смыкал, да от болтовни помыслов твоих у меня в ушах гремело, так что и сам в свое сердце Господа не впускал, и мне вдобавок мешал всячески».