Православная Церковь вспоминает о том, как один из учеников Иисуса Христа - апостол Фома - усомнился в Воскресении своего Учителя и уверовал, когда Христос встал перед ним в сиянии вечной жизни.
Накануне, вечером 11 мая, в храме Живоначальной Троицы в Листах Воскресное Всенощное бдение возглавил настоятель храма протоиерей Андрей (Овчинников), ему сослужили потоиерей Павел (Феоктистов), архимандрит Филарет (Радаев), иерей Арсений (Черникин) и диакон Матфей (Сафари).
12 мая в нашем храме были отслужены две Воскресные Божественные Литургии. Позднюю Литургию совершил настоятель, в сослужении иерея Арсения (Черникина) и диакона Матфея (Сафари).
На Божественной Литургии были прочитаны Деяния святых Апостолов (Деян.5:15-20) и Евангелие от Иоанна (Ин. 20:19-31).
Вторая Неделя по Пасхе имеет несколько названий - Фомино воскресенье, Антипасха, Красная горка. Почему Неделя, следующая за Светлым Христовым Воскресением, имеет столько именований, и какой смысл они в себе несут рассказал в своей воскресной проповеди настоятель нашего храма.
В слове "Антипасха" приставка анти- (в переводе с греческого "вместо" или "против") определяет его как день, находящийся напротив праздника Пасхи, являющийся его продолжением. Светлое Христово Воскресение мы празднуем целую неделю как един день, и причина столь длительного периода торжеств уходит корнями в Ветхий Завет.
Иерусалимский храм был единствнным местом на земле, где праздновалась ветхозаветная Пасха в воспоминание исхода евреев из Египта. Сюда на праздник в большом количестве шли паломники, многие из дальних стран. По разным причинам не все из них могли вовремя достичь храма, но чтобы пришедшие с опозданием также получили возможность принести жертву и стать участниками праздничных молитв, Пасхальные богослужения в Иерусалимском храме длились неделю. Христова Церковь приняла эту традицию.
Можно сказать, что Антипасха - это праздник Пасхи для опоздавших, для тех, кто ещё не осознал, что Христос Воскрес, чтобы также прославить Его, как и в Светлую Седмицу.
Название "Фомина Неделя" связано с учеником Господа апостолом Фомой, о первой встрече которого с воскресшим Христом мы слышали в сегодняшнем Евангельском чтении.
Из Священного Писания мы знаем, что Спаситель много раз являлся Своим ученикам после Своего Светлого Воскресения, чтобы они поверили и проповедовали благую весть всему миру. Господь приветствовал их словами "Мир вам!", преподавая им мир душевный как Своё благодатное дарование.
Всем нам после Воскресения Господа надо почувствовать, что такое мир Христов, пришедший на землю с Его Рождеством. Это божественный дар для человеческой души, превосходящий всякое разумение. Достичь мира душевного возможно только через Христа, и никак иначе. Другие пути в его поисках ложны и безрезультатны. Такой мир нам нужно хранить как Божие дарование, как самую главную ценность христианской жизни.
Когда Иисус Христос после Воскресения явился Своим ученикам, среди них не было апостола Фомы. Его отсутствие породило в нём сомнение в истинности слов других апостолов, и он сказал, что поверит, увидев воскресшего Учителя своими глазами, осязав раны и язвы Его Крестных страданий. И Господь исполнил условие Фомы, лишь бы тот уверовал, обрёл Бога и стал христианином. В явлении Христа Фоме сокрыто удивительное божественное смирение: Богу дорог каждый человек, и Господь хочет, чтобы уверовал каждый из нас.
Из Евангелия мы знаем апостола Фому как ревностного, горячего ученика Спасителя, готового умереть за Него. Увидев воскресшего Иисуса Христа, он пал ниц перед Ним и исповедал свою веру словами "Господь мой и Бог мой!", и подтвердил эту веру своим ревностным апостольским служением и проповедью Святого Евангелия многим народам. Апостол Фома принёс благую весть в Палестину, Эфиопию, дошёл до Индии, где он пострадал и отдал свою жизнь за Христа. Поэтому в сегодняшней праздничной службе Церковь вспоминает и апостола Фому.
Христос вне времени. В сегодняшнем Евангелии прозвучали слова Спасителя о том, что блаженны те, кто не видел Его воскресшим, но уверовали. Они обращены к нам, и ко всем христианам вообще. Мы не видели телесными очами божественных событий более чем двухтысячелетней давности, но уверовали, и каждое из них, благодаря пребыванию в Церкви, не только лишь вспоминаем, отдавая дань истории, а проживаем их вместе с апостолами и всеми, последовавшими за Христом, становимся их непосредственными участниками. Церковь Христова объединяет всех нас, наполняет нашу жизнь глубиной, смыслом и светом Божественного познания. Потому нам нужно любить свою Церковь, дорожить возможностью бывать на богослужениях и погружать в них ум и сердце, отзываться на церковную проповедь и изучать богослужебные тексты.
Завершая проповедь, отец Андрей объяснил ещё одно, народное название сегодняшнего дня. С Фоминой Недели после большого перерыва (великопостного периода и Пасхальных гуляний) начиналась пора венчаний, из-за тесноты жилищ народ выходил играть свадьбы на природу, выбирая в своих селениях наиболее возвышенные над местностью, красивые, или "красные" места. Отсюда и произошло название "Красная горка".
Светлая Седмица завершилась, но Пасха продолжается. Мы будем праздновать её до дня Вознесения Господня, и до тех пор приветствовать друг друга словами "Христос воскресе, воистину воскресе!"