15 октября, в девятнадцатую Неделю по Пятидесятнице, Церковь чтит память священномученика Киприана, епископа, мученицы Иустины и мученика Феоктиста (304).
14 октября, в субботу, в нашем храме было отслужено Воскресное Всенощное бдение. Богослужение совершил настоятель храма протоиерей Андрей (Овчинников) в сослужении протоиерея Павла (Феоктистова).
15 октября были отслужены две Воскресные Божественные Литургии. Позднюю Литургию совершил настоятель, ему сослужил иерей Арсений (Черникин). На богослужении был прочитан отрывок из Евангелия от Луки (6:31-36).
По окончании Евангельского чтения прозвучала воскресная проповедь настоятеля, которую он посвятил теме прочитанного отрывка из Второго Послания Апостола Павла к Коринфянам (11:31-12:9). Отец Андрей предложил пастве задуматься над вопросом, какое отношение могут иметь христиане к опыту апостола Павла, когда тот был восхищен до третьего неба и видел рай. Возможно ли христианину со скромным духовным опытом иметь дерзновение быть удостоенным от Господа подобного видения? Батюшка помог разобраться с понятием слова "рай", напомнил о том, что христианину необходима вера в существование духовного мира, видимого святыми. Человеку, привязанному к земной жизни, сложно думать о рае, как об её итоге. Поэтому очень важно помнить о том, что достижение вечного блаженства в Царствии Небесном есть главная цель христианина, и на пути к этой цели врагом рода человеческого создаются всевозможные преграды и ложные пути. Для различения бесовских козней отец Андрей привёл несколько конкретных примеров того, как дьявол может уловить человека через плоть, давая ему сиюминутное удовольствие и призрачное счастье, и отдалить его таким образом от Божественного общения. Батюшка предостерёг нас о том, что все греховные поступки, отдаляющие от рая, творятся быстро и легко, а дела, совершаемые ради достижения Царствия Божия - упорный труд с верой, молитвой и покаянием. В завершение воскресной проповеди отец Андрей подчеркнул, что храм Божий - это преддверие рая, а Евангелие вечно, и призвал всех прихожан любить богослужение в Церкви.
_____________________________________________________________________________________________________
Житие священномученика Киприана и мученицы Иустины, своей молитвой к Богу победивших коварство злых духов, показывает немощь врага рода человеческого перед всепобеждающей силой Креста и имени Христова. Этим святым молятся об избавлении от демонского влияния.
В третьем веке в Антиохии Финикийской (Сирии) жил великий чародей и главный языческий жрец Киприан. С семи лет он обучался бесовской мудрости, вызыванию злых духов и различным превращениям. За преуспевание в погублении человеческих душ Киприан был назначен денницей бесовским князем.
Но по воле Божией ему было уготовано спасение через девушку-христианку Иустину.
Благочестивая девица была из языческой семьи, но услышав однажды проповедь о Христе и горячо уверовав, она решила хранить девство и отказаться от замужества. Кроткая и добрая, Иустина смогла обратить ко Христу и своих родителей. К молодой и красивой девушке воспылал страстью богатый юноша Аглаид и не единожды получил отказ. Не желая отступать, он обратился за колдовской помощью к великому чародею Киприану, чтобы тот помог ему совратить Иустину. Но ни приворотное зелье, которым Аглаид окропил её дом, ни демоны, которых насылал могущественный маг, никак не смогли ей навредить: благоразумная девушка, отсекала все бесовские козни молитвенным призыванием Божией помощи и крестным знамением. Насылаемые Киприаном в разных обличьях бесы возвращались ни с чем. Несколько раз он и сам отправлялся к дому святой девы, но неизменно терял здесь колдовскую силу. Разгневавшись, колдун наслал на Антиохию моровую язву. Но Иустина вымолила городу спасение, Киприан был посрамлён и повержен. Скрываясь от насмешек, он засел в своём жилище и недоумевал: как простая девица смогла победить его знамением креста? И почему князь тьмы так боится этого знамения и трепещет даже имени Иисуса Христа?
Когда Господь послал Киприану духовное прозрение, бывший великий маг и главный жрец познал, что есть истина и добро, и осознал, на что он потратил время своей жизни.
Дьявол же не желал упускать такую добычу. Киприан был обречён погибнуть от духов злобы, но за мгновение до смерти он стал призывать Бога Иустины и осенять себя крестным знамением. Бесовская свора не могла более приближаться к Киприану и со страхом бежала.
Придя в себя, бывший маг принёс к церкви свои колдовские книги, публично сжёг их, плакал и каялся перед народом. Он исповедовал Иисуса Христа и молил Его об очищении от скверны. Встав на колени, Киприан просил епископа крестить его в христианскую веру, и так, Промыслом Божиим, случился крутой поворот в его жизни от вечного мрака к Свету и мученическому венцу.
Прожив год при храме и усердно служа Богу, Киприан был рукоположен во священника и вскоре стал преемником епископа.
К тому времени все жители Антиохии, благодаря примеру Киприана, оставили язычество и приняли христианство. Епископ Киприан любил свою паству, проявлял о ней отеческую заботу и пастырское попечение. Невеста Христова Иустина служила диакониссой при нём, затем стала игуменьей женского монастыря.
Оставшись не у дел, языческие жрецы Антиохии донесли на Киприана правителю. Епископ и игуменья Иустина были заточены в темницу. На допросе в Дамаске правитель удивлённо спросил епископа Киприана, зачем он оставил успешную жизнь, отказался от славы и почестей. Святой рассказал ему, как много лет пребывал в бесовском обольщении, как уразумел силу Христову и что готов умереть за Него. Вместе со святой Иустиной они были преданы долгим мучениям и снова брошены в темницу. Последовали лесть и уговоры, но мучителю не удалось склонить святых к поклонению идолам. Тогда он повелел бросить их в кипящий котёл, но это не причинило им никакого вреда: Киприан и Иустина ощущали прохладу и прославляли Бога.
Святые приняли мученический венец в Никомидии, куда их привезли на суд к правителю Клавдию. Они были приговорены к усечению мечом. Бывший великий чародей и хрупкая девушка, молитвой ко Христу победившая дьявола, приняли смерть с радостью.
Человек по имени Феоктист, присутствовавший на месте их казни, вдохновился подвигом священномученика Киприана и мученицы Иустины. Он перед всеми исповедал Иисуса Христа и объявил о своей готовности умереть за Него. Феоктист был немедленно осужден и обезглавлен.
Святые приняли мученический венец около 304 года. Их тела шесть дней лежали без погребения и были тайно вывезены христианами в Рим. Честные останки священномученика Киприана и мученицы Иустины были похоронены святой Руфиной и покоились в её базилике до XII века.
Сейчас их мощи покоятся на острове Крит, в деревне Менико, в древнем храме в честь святых Киприана и Иустины.